Марс-500 (2)

Марс 500
Марс 500

Проект «Марс-500» Имитация пилотируемого полета на Красную планету
Минимальное расстояние от Земли до Марса составляет 55,75 млн км, максимальное – больше 400 млн км. По этой причине путешествие космонавтов к Красной планете, если оно все же состоится, может длиться месяцы.

Бортовой журнал экспедиции. Часть вторая.

Бортовой журнал экспедиции. Часть третья.(переход)




Опубликовано: 4 Декабря 2010


Моделирование и отработка экипажем «Марс-500» и членами дежурной бригады нештатной ситуации





© ИМБП/Олег Волошин



Моделирование и отработка экипажем «Марс-500» и членами дежурной бригады нештатной ситуации, связанной с коротким замыканием и возникновением пожара в корпусе НЭК



1 декабря 2010 года началась тренировка по отработке нештатной ситуации для экипажа проекта «Марс-500», а так же для наземных служб, обеспечивающих безопасность проведения эксперимента. Нештатная ситуация привела к лавинообразному выходу из строя систем, обеспечивающих проживание и работу испытателей в условиях эксперимента. Эта ситуация была неожиданной для экипажа. В реальности она может возникнуть как на космической станции марсианского базирования, так и на космическом корабле в условиях межпланетного полета.



Фоторепортаж тут...







План нештатной ситуации:

  • возникновение пожара в результате короткого замыкания в центральном распределительном щите, обеспечивающем электроэнергией весь медико-технический комплекс (МТК);


  • пожар приводит к отключению электроэнергии в МТК и как следствие - отключению систем жизнеобеспечения (СЖО) в экспериментальных модулях.
Программа отработки нештатной ситуации включает в себя эвакуацию наземного персонала (до ликвидации пожара), подготовку экипажа «Марс-500» к возможной эвакуации, ликвидацию пожара с последующим поэтапным восстановлением СЖО и работы экипажа по ликвидации последствий нештатной ситуации внутри модулей.



Во время отработки нештатной ситуации проводилось постоянное видеонаблюдение за поведением экипажа, а так же контроль за изменениями параметров среды обитания с целью сохранения работоспособности и здоровья испытателей для продолжения экспериментов по программе «Марс-500».



На текущий момент (2 декабря 2010 года) программа завершена. Получен большой объём данных, которые сейчас анализируются. Результаты будут опубликованы в ближайшее время.



UPDATE (03/12/2010)



Реальная последовательность событий, отличие от изначального сценария:



В период с 13:00 01 декабря по 14:00 02 декабря моделировалась нештатная ситуация, имитирующая короткое замыкание и пожар в центральном распределительном щите, обеспечивающем энергоснабжение всего комплекса.



В 13:00 на пульт пожарной сигнализации был выдан сигнал о возникновении пожара. С этого времени действия дежурной бригады определялись «Инструкцией о действиях дежурной бригады в аварийной ситуации и в случае пожара». В 13:02 был обесточен условный источник загорания – центральный распределительный щит. С этого времени все системы жизнеобеспечения, контроля и управления комплекса прекратили работу, работали только аварийное освещение и аварийная связь. Дежурный врач по аварийному каналу связи информировал экипаж о возникновении нештатной ситуации. Дальнейшие действия экипажа определялись инструкцией «Действия экипажа испытателей во время пожара». В соответствии с инструкцией экипаж переместился в отсек, наиболее удаленный от очага возгорания (отсек морозильных камер) и ожидал команды на возможную эвакуацию. Примерно через два часа прекратило работать аварийное освещение и экипаж пользовался индивидуальными переносными фонарями. Примерно через три часа было обеспечено подключение одной морозильной камеры и восстановлено освещение. Экипаж переместил все продукты глубокой заморозки в работающую камеру. Через четыре часа началось последовательное подключение систем жизнеобеспечения модулей. К 23:00 01 декабря было завершено подключение систем жизнеобеспечения модулей. В 12:00 02 декабря была восстановлена работоспособность сервера, обеспечена возможность отправки видеосообщений и радиограмм. В 14:00 02 декабря полностью восстановлено энергоснабжение комплекса. С этого времени комплекс был готов к дальнейшему проведению эксперимента в соответствии с программой.



По завершению нештатной ситуации экипаж проинформирован о том, что она моделировалась.





Сценарий отработки моделируемой нештатной ситуации



В 13.12 на пульт пожарной сигнализации подается сигнал о возникновении пожара находящиеся на втором этаже корпуса №5 (сигнал подается путем физического замыкания двух датчиков). Члены дежурной бригады, услышав звуковые сигналы, действует согласно «Инструкции о действиях дежурной бригады в аварийной ситуации и в случае пожара», а именно:



  • дежурный врач, немедленно приступает к организации эвакуации людей из здания по основным и аварийным путям; после чего возвращается на наземный пункт управления экспериментом (НП).


  • дежурный инженер, взяв с собой пакет защиты органов дыхания (находящийся на НП) приступает к выяснению очага возгорания и возможности тушения своими первичными средствами пожаротушения. О результатах обследования очага возгорания по радиосвязи сообщает дежурному врачу и дает команду дежурному технику о вызове пожарных подразделений, одновременно обесточивает очаг возгорания (ЦРЩ) путем выключения вводного автомата (переключателя АВР), после чего вместе с дежурным техником приступает к локализации очага возгорания.


  • дежурный техник (находящийся на НП) сообщает о возгорании руководству эксперимента и по команде дежурного инженера в пожарную охрану. После чего, с разрешения дежурного врача, покидает НП, взяв с собой пакет защиты органов дыхания (находящийся на НП) и преступает к тушению возгорания, под руководством дежурного инженера.
Дежурный врач по прибытии на НП по аварийному каналу связи сообщает экипажу испытателей о возгорании и возникшей нештатной ситуации, т.к. МТК обесточен, Все системы жизнеобеспечения, связи и управления не функционируют, работает только аварийное освещение и аварийная связь.



Экипаж согласно инструкции «Действия экипажа испытателей во время пожара и аварийной ситуации», взяв с собой фонари и индивидуальные средства защиты органов дыхания, прибывают в отсек наиболее удалённый от очага возгорания, в нашем случае - это район морозильных камер ЭУ-250 и ждет команды на возможную эвакуацию.



В 13.35 силами дежурной бригады очаг возгорания локализован, дежурный инженер сообщает по аварийному каналу связи экипажу испытателей (командиру) о прекращении процедуры эвакуации и о вызове ремонтной бригады, для ликвидации последствий пожара и короткого замыкания. Также просит следить за температурой в морозильных камерах и всегда иметь при себе индивидуальные фонари, т.к. аккумуляторы аварийного освещения могут разрядится в любой момент.



Все системы жизнеобеспечения не функционируют.



Через 1,5-2 часа аварийное освещение гаснет, МТК остаётся в полной темноте, экипаж пользуется индивидуальными и переносными фонарями около 30 мин.



В 15.45 «Прибывшая» на место аварии бригада «подключает» одну (первую) морозильную камеру по байпасу и обеспечивает освещением МТК, после чего дежурным инженером предлагается экипажу перенести все продукты глубокой заморозки в работающую камеру, т.к. вторая вышла из строя, маленькие морозильные камеры, находящиеся в оранжерее не работают, т.к. электропитание 220в. в модулях отсутствует.



Все системы жизнеобеспечения не функционируют.



По завершении перегрузки замороженных продуктов (которая займет около часа), экипаж приступает к обсуждению ситуации, а ремонтная бригада осуществляет последовательное подключение систем жизнеобеспечения модулей. Наблюдатели могут оценить действия, как командира, так и экипажа в целом, так как по логике необходимо рассредоточиться по модулям в целях экономии кислорода и недопущению превышения концентрации СО2.



17.15 в первую очередь налаживается работа СКВ и СОА модуля ЭУ-150, после чего в 18.30 включаются системы подачи холодной бытовой и питьевой воды во всех модулях (якобы в ручную).



Сообщение экипажу о выходе из строя сервера и не возможности включения некоторых систем без его замены, в частности системы канализации и системы поддержания атмосферы. Предложение воспользоваться биотуалетом, в случае крайней необходимости с дальнейшей его очисткой. Кислород может быть подан дежурным инженером в ручную, по байпасу. Энергоснабжение напряжением 220в. может быть осуществлено только после замены разделительных трансформаторов. Связь осуществляется только по аварийному каналу. СВЧ печи и чайник не функционируют.



20.55 включена система канализации модулей ЭУ-150, ЭУ-100, ЭУ-250;



21.35 подключение СОА и СКВ модуля ЭУ-100.



22.10 подключение СОА и СКВ модуля ЭУ-250.



12.30 следующего дня: подключение сервера, возможность отправки видеосообщений и радиограмм.



14.00 восстановление подачи в МТК электропитания 220в.;



17.30 восстановление подачи горячей воды в МТК.



МТК полностью восстановлен и готов к дальнейшему проведению эксперимента по программе «МАРС-500».


Опубликовано: 8 Декабря 2010

Эксперимент с тренажером системы жизнеобеспечения (описание)

Эксперимент по изучению влияния конструктивных особенностей регенерационных систем жизнеобеспечения на эффективность обслуживания экипажем систем с использованием специализированного аппаратно-программного комплекса «АПКОЭС»


©ОАО "НИИхиммаш"
Тренажер системы генерации кислорода «Электрон-ВМ» в модуле ЭУ-50 (посадочный модуль комплекса "Марс-500").


Одной из основных проблем, которая ограничивает выполнение межпланетных полетов, является гарантирование надежности функционирования бортовых систем при длительном автономном полете и, в первую очередь, систем жизнеобеспечения.

Использование реального оборудования (например, штатных систем МКС) в наземном эксперименте является чрезвычайно сложным и экономически нерентабельным. Более рациональный подход - применение виртуальных тренажеров отдельных систем, объединенных в аппаратно-программный комплекс обслуживания экипажем систем жизнеобеспечения (АПКОЭС). Данный комплекс разработан ОАО «НИИхиммаш».


Структура АПКОЭС включает:
  • Виртуальные имитаторы отдельных систем частично замкнутого по кислороду и воде комплекса регенерационного СЖО, основанного на физко-химических процессах регенерации продуктов метаболического обмена экипажа, и взаимодействующие с комплексом бортовые системы обеспечения теплового режима и энергообеспечения, а также электромеханический тренажер штатной системы генерации кислорода «Электрон-ВМ».
  • Головную программу, которая моделирует изменение параметров среды обитания экипажа.
  • Подпрограмму, формирующую массо- и энерго- обмен экипажа со средой обитания.
  • Подпрограмму, идентифицирующую нештатные ситуации и оценивающую эффективность действий оператора.
  • Подпрограмму оценки психофизиологического состояния операторов перед, в процессе и после локализации НшС.

©ОАО "НИИхиммаш" Общий вид расположения элементов аппаратно-программного комплекса.

Работа с аппаратно-программным комплексом осуществляется с нескольких рабочих мест:
  • Рабочее место оператора 1, позволяющее работать с базовой частью комплекса;
  • Рабочее место оператора 2 – работа с тренажером системы генерации кислорода «Электрон-ВМ»;
  • Рабочее место инструктора, которое находится в центральном командном пункте.
Комплекс обеспечивает:
  • Виртуальные имитаторы отдельных систем частично замкнутого по кислороду и воде комплекса регенерационного СЖО, основанного на физко-химических процессах регенерации продуктов метаболического обмена экипажа, и взаимодействующие с комплексом бортовые системы обеспечения теплового режима и энергообеспечения, а также электромеханический тренажер штатной системы генерации кислорода «Электрон-ВМ».
  • Головную программу, которая моделирует изменение параметров среды обитания экипажа.
  • Подпрограмму, формирующую массо- и энерго- обмен экипажа со средой обитания.
  • Подпрограмму, идентифицирующую нештатные ситуации и оценивающую эффективность действий оператора.
  • Подпрограмму оценки психофизиологического состояния операторов перед, в процессе и после локализации НшС.
Основной целью эксперимента является оценка эффективности обслуживания экипажем систем жизнеобеспечения. Для достижения данной цели решены следующие проблемы:
Проведение оценки достаточности контролируемых параметров для анализа функционирования и обслуживания систем на основе использования комплекса в целом в условиях длительного автономного полета;
Проведение оценки эффективности деятельности оператора по локализации нештатных ситуаций (НшС), возникающих при функционировании системы и / или отклонения контролируемых параметров среды от заданных значений;
Проведение оценка эффективности принятия независимых решений по локализации НшС членами экипажа;
Проведение оценки эффективности способов отображения информации о значениях контролируемых параметров среды, анализа функционирования и обслуживания систем с использованием виртуальных тренажеров систем;
Проведение оценки влияния локализации НшС на психическое и физиологическое состояние членов экипажа в условиях длительного автономного полета.

На оценку эффективности действий экипажа влияет не только сложность поставленной задачи, но и скорость её решения, внимательность при работе, независимость в принятии решений, общий объем проведенных работ, включая мониторинг функционирования систем и качество проведения технического обслуживания. Учитывается влияние стресса и наличие отвлекающих факторов.

В ходе 105-суточного эксперимента было поставлено 52 задачи (в том числе проведены работы с тренажером системы «Электрон-ВМ»). Из них 51 задача решена успешна.

Практические рекомендации по применению комплекса при проведении 520-суточного эксперимента разработаны на основе результатов, полученных на предыдущем этапе. В частности, заинтересованность в более глубоком исследовании психофизиологического состояния оператора привела к внедрению в АПКОЭС дополнительного комплекса “Biomouse” (био-мышь), который позволяет оценить текущее психическое и физиологическое состояние, функциональные особенности человека, контролировать динамику состояния, выявить стресс и психическую напряженность. Осуществление этих возможностей основано на анализе изменения сердечного ритма и других параметров.

Таким образом, эксперимент позволит полно оценить эффективность деятельности экипажа при работе с АПКОЭС.

Курмазенко Э.А., ОАО "НИИхиммаш"


Опубликовано: 25 Декабря 2010

"Марсианская" новогодняя елка своими силами (видео)



Подготовка к новому году на борту "марсианского" корабля идет полным ходом...Психологи проекта поставили экипажу задачу - придумать и сделать из подручных материалов новогоднюю елку и украшения.
Наши "марсиане" не только с честью вышли из данной ситуации, но и прекрасно встретили первый из череды новогодних праздников - католическое рождество! :)


Опубликовано: 29 Декабря 2010

Детские письма и поздравления для экипажа проекта

Видеопоздравления

Поздравление от учеников московской школы №1302 (с языковым уклоном)




Школьники, участвующие в научно-технических и художественных проектах по космонавтике «Звездная эстафета», поздравляют экипаж проекта "Марс-500" с наступающим новым годом.




Детские письма






Опубликовано: 31 Декабря 2010

Новогодние поздравления от экипажа "Марс-500"






Опубликовано: 12 Января 2011

Обновление виртуального 3D-тура по марсианскому комплексу.



Виртуальный 3D-тур по марсианскому комплексу обновлен!
Теперь для виртуальной прогулки стали доступны центральный пульт управления комплексом, посадочный модуль (ЭУ-50), скафандровая и имитатор марсианской поверхности.

Совершить прогулку можно здесь: http://www.pano360.ru/vtours/mars-500/station/tour.html


Опубликовано: 14 Января 2011

Новый год "по-марсиански" (фото)


© ИМБП

Небольшая зарисовка того, как экипаж 520-суточной изоляции праздновал новый год.
Смотреть здесь - http://mars500.imbp.ru/gallery/520_inside_newyear_2011.html


Опубликовано: 15 Января 2011

Испытания новой модели "марсохода" (фото)


© ИМБП/Олег Волошин

Сегодня в ИМБП проводились испытания новой модели "марсохода", предназначенного для работы во время имитации работ на поверхности Марса. Данная модель марсохода разработана МГУПИ (Московский университет приборостроения и информатики).

Посмотреть весь репортаж можно здесь - http://mars500.imbp.ru/gallery/520_outside_4_rover.html




© ИМБП/Олег Волошин

Оператор с помощью манипулятора может устанавливать датчики и собирать образцы. В данном случае роль образца выполняет шарик.
Надпись "Турист" на борту ровера расшифровывается как "Телеуправляемый робот-исследователь сухопутных территорий".


© ИМБП/Олег Волошин

Вид окна программы, управляющей ровером.


© ИМБП/Олег Волошин

Следы ровера на "марсианском" песке.


Опубликовано: 18 Января 2011

Даты основных этапов работ на Марсе.

01.02.11 – Выход на околомарсианскую орбиту и открытие люка в ЭУ-50.
12.02.11 – Разделение экипажа, закрытие люка в ЭУ-50, расстыковка и посадка на Марс.
14.02.11 – Первый выход на поверхность Марса. Участники - Александр Смолеевский и Диего Урбина.
18.02.11 – Второй выход на поверхность Марса. Участники - Александр Смолеевский и Ван Юэ.
22.02.11 – Третий выход на поверхность Марса. Участники - Александр Смолеевский и Диего Урбина.
23.02.11 – Взлет с поверхности Марса.
24.02.11 – Стыковка с основным комплексом, начало карантина.
27.02.11 – Окончание карантина, открытие люка в ЭУ-150, объединение экипажей.
01.03.11 – Закрытие люка в ЭУ-50.

Так же напоминаем стадии "полета" всей 520-суточной изоляции эксперимента "Марс500".

1-11 сутки - период полета по спиральной траектории в поле тяготения Земли
51-204 сутки - период полета по гелиоцентрической орбите до окрестности Марса
205-243 сутки - период полета по спиральной траектории в поле тяготения Марса ("скрутка")
244-272 сутки - период полета по околомарсианской орбите со спуском взлетно-посадочного модуля на поверхность планеты и возвращением на марсианский экспедиционный комплекс. В этот период планируется имитация трех выходов на поверхность Марса группы из 2-х испытателей. В это период 3 члена экипажа, находящиеся в макете марсианского орбитального комплекса, осуществляют наблюдение и связь с экипажем взлетно-посадочного модуля.
273-309 сутки - период полета по спиральной траектории в поле тяготения Марса ("раскрутка")
310-467 сутки - период полета по гелиоцентрической орбите до окрестности Земли.
468-520 сутки - период полета по спиральной траектории в поле тяготения Земли.


Опубликовано: 21 Января 2011

Видеоконференция Москва-Пекин: "Проект "Марс-500" - предварительные итоги" - UPDATE


© ИМБП/Олег Волошин

В Москве (в студии РИА-Новости) прошла видеоконференция "Москва – Пекин" на тему "Проект "Марс-500": предварительные итоги" с участием директора проекта "Марс-500", заместителя директора по науке Института медико-биологических проблем РАН Бориса Морукова.
Мероприятие приурочено к завершению первой фазы проекта 250-суточного "перелета" с Земли на Марс и началу второй фазы – 30-дневному пребыванию на марсианской поверхности. Журналисты узнали о ходе уникального эксперимента, об особенностях жизни экипажа в условиях изоляции в герметично замкнутом пространстве, о взаимодействии экипажа с наземным центром управления с учетом особенностей, присущих марсианскому полету, а также о проводимых на борту опытах и экспериментах.

UPDATE
25.01.2011
Видеозапись конференции:




Опубликовано: 04 февраля 2011

Праздник весны на борту "Марс-500"

В ночь со 2 на 3 февраля экипаж отмечал китайский новый год - праздник весны


© ИМБП


© ИМБП


Опубликовано: 10 февраля 2011

Сюжет о проекте "Марс-500" на Первом канале (Channel One Russia)




Раздел: Новости

Участники уникальной экспедиции, которая летом стартовала на Марс, готовятся к основному этапу

09.02.2011

Им предстоит высадка на Красную планету. Правда, как и весь полёт, она будет проходить в виртуальном режиме. Но учёные постарались, чтобы члены экипажа в полной мере ощутили все трудности далёкого космического путешествия.

За 250 дней преодолев 55 миллионов километров, звездолет "Марс-500" выходит на орбиту Красной планеты. Это неправда, что участники эксперимента ничего не почувствуют. Теперь им предстоит спать практически вниз головой, чтобы как-то обмануть организм и сымитировать невесомость. Дни, когда отдыхать мешала лишь эта шапочка, напичканная электродами, будут только сниться." Подробнее »




Опубликовано: 12 февраля 2011

Виртуальная посадка на Марс (видео)



Виртуальная посадка на Марс. Внешний вид экспедиционного модуля примерно соответствует варианту, который создан в ФГУП ЦНИИМАШ (http://www.mcc.rsa.ru/mars500.htm).
Ролик создан JC Group в рамках партнерских работ по проекту Марс-500.


Опубликовано: 15 февраля 2011

Выход на Марс. Полная версия (видео)




Опубликовано: 19 февраля 2011

Второй выход на поверхность Марса (Россия и Китай)


© ИМБП/Олег Волошин

Сегодня участники 520-суточной изоляции Александр Смолеевский (Россия) и Ван Юэ (Китай) успешно выполнили все поставленные перед ними задачи второго выхода на имитатор марсианской поверхности.

Остальные фотографии можно посмотреть здесь - http://mars500.imbp.ru/gallery/520_mars_landing.html


Опубликовано: 23 февраля 2011

Третий выход на поверхность Марса (Россия и ЕКА)


© ИМБП/Олег Волошин

Сегодня участники 520-суточной изоляции Александр Смолеевский (Россия) и Диего Урбина (ЕКА) успешно выполнили все поставленные перед ними задачи третьего, завершающего, выхода на имитатор марсианской поверхности – был произведен забор проб скального грунта и успешно отработана нештатная ситуация, связанная с падением космонавта.

Остальные фотографии можно посмотреть здесь - http://mars500.imbp.ru/gallery/520_mars_landing.html
Опубликовано: 13 Апреля 2011

Поздравления с Днем космонавтики от экипажа Марс-500


© ИМБП
Поздравление с днем космонавтики с автографами членов экипажа "Марс-500"


Видеопоздравления от экипажа:







Поздравление с Днем космонавтики от Алекандра Смолеевского для коллег из Института военной медицины

Бортовой журнал экспедиции. Часть третья.(переход)